Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: ИСТОРИИ ::.

БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА

Эксцентрическая комедия.
СССР, Мосфильм, 1963, ч/б, 78 мин.

Режиссер: Леонид Гайдай.

В ролях: Юрий Никулин, Нина Гребешкова, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Станислав Чекан, Нонна Мордюкова, Светлана Светличная, Владимир Гуляев, Григорий Шпигель, Леонид Каневский, Н. Романов.

Бриллиантовая рука


3 января 1968 года Главное управление кинематографии дало добро на запуск сценария в работу. А в феврале начались пробы актеров...

Юрий Никулин незаменим

Весь сценарий "Бриллиантовой руки" Костюковский и Слободской писали специально под Юрия Никулина. Вот их заявка:

"...На этот раз мы совместно с режиссером Гайдаем решили временно отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной троицы... Юрий Никулин будет играть уже не Балбеса, а центральную комедийную роль. Это будет скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попадающий в самую гущу опасных приключений..."

Кстати, в основу фильма "Бриллиантовая рука" лег реальный случай. Сценарист Яков Костюковский прочитал в журнале "За рубежом" о похожей истории. Правда, на самом деле все произошло не в Стамбуле, а где-то в Альпах. Когда сценарий был утвержден, у Гайдая не было отбоя от помощников. Все лучшие декораторы, операторы и осветители хотели работать только у него. Киношный народ был уверен, что все время съемок они будут нежиться на заграничном капиталистическом курорте. Каково же было разочарование съемочной группы, когда Гайдай во всеуслышание объявил: снимать он будет в СССР. Так Баку превратился в Стамбул, город контрастов, внутренности приморского ресторана "Плакучая ива" снимали на "Мосфильме", а ради морских видов группа уезжала в Адлер.

Папанов или Пуговкин?

На роль первого бандита-контрабандиста Лелика пробовались Папанов, Пуговкин и Сатановский. Худсовет выбрал Папанова. Пуговкину предложили попытать счастья на роль второго контрабандиста Геннадия Козодоева.

Миронов или Вицин?

Кроме Пуговкина, за Козодоева боролись Вицин, Носик, Рудин, Андрей Миронов.

Носика и Рудина забраковали с краткой формулировкой: "Не подходят". Мнения худсовета разделились между Вициным и Мироновым.

Из стенограммы обсуждений:

Л. Гуревич (начальник актерского отдела): - Вицин или Миронов? Выбор зависит от того, по какому пути мы пойдем. Если следовать старой традиции - Вицин. У Вицина получилось повторение ранее сыгранного. Новой - Миронов.

Степанов (сценарист): - Миронов не кажется стопроцентным попаданием, он все еще кривляется.

И. Биц (директор творческого объединения "Луч"): - Я за Миронова. Он блестяще подходит к роли.

М. Слободской (сценарист): - Миронову в кино не везет... Убежден, что только Гайдай сделает из него комедийного героя.

И ведь сделал! После "Бриллиантовой руки" Миронов стал всенародно любимым актером, как писали, судьба протянула ему свою "бриллиантовую руку".

Каневский или Мишулин?

На роль контрабандиста-аптекаря пробовались Каневский и Мишулин. Каневский показался смешнее, утвердили его.

На роль Шефа претендовали Пицек, Рунге, Шпрингфельд, Романов. В фильме снялся Николай Романов.

Женой главного героя хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.

Светличная или Лучко?

Вспоминает Клара ЛУЧКО:

- В "Бриллиантовой руке" у меня была только фотопроба. Я шла по студии, навстречу шел Гайдай. Он окликнул: "Клара, хочешь попробоваться в мою картину?" Я говорю: "Знаешь, в купальнике мне сниматься - не очень". - "Ну давай попробуем!" Мне дали какой-то купальник, рассказали сцену. Я попробовалась для фото, и все. Роль мне показалась несерьезной. Уехала сниматься в другой картине. Когда вернулась - Светличная уже была утверждена.

После внезапного отъезда Лучко худсовет выбирал Анну Сергеевну (Незнакомку) из трех актрис: Светланы Светличной, Эвы Киви (из Эстонии) и Юдиной.

При этом обсуждение худсовета было бурным: Юдину признали слишком откровенной, Киви - слишком не нашей, а Светличную - сексуальной и чересчур соблазнительной. Утвердили ее на роль с большими оговорками.

Трудный путь Мордюковой

Удивительно, но редакторы студии объявили неудачной игру... Нонны Мордюковой!

Из протокола обсуждений:

Столпер: - В образе Плюща (фамилия героини Мордюковой. - Ред.) не хватает изысканного гротеска. Получилась бытовая сатира, и здесь Гайдай проигрывает, он здесь чуть-чуть провинциален.

Арнштам (режиссер): - Плющ - безумная, одержимая пошлость. Нужно искать...

Кремнев: - Не понравилась Мордюкова. Играет жирно.

Соколовская: - Роль Мордюковой решена неинтересно. Слишком сгущены краски. Плюща слишком много, и она монотонна.

Туровская (критик): - Слабее всего управдом Мордюкова. Ее очень много, и она не смешна...

Э. Рязанов (режиссер): - Мордюкова не получилась.

Гайдай все же отстоял в фильме Мордюкову, и ее образ получился одним из самых колоритных!

Вырезать из фильма сцену покушения на рыбалке!

В первых кинопробах (кстати, рабочее название фильма "Контрабандисты") свои песни Миронов и Никулин исполняют на пароходе. Но затем решили песню Никулина перекинуть в ресторан. Вырезали гида, ностальгирующего по родине, и эпизод с девочкой-скрипачкой. Сильно сокращена Мордюкова, блуждание Миронова по лабиринту за границей. Предлагалось вырезать и весь эпизод с рыбной ловлей (!). Здесь Гайдай пошел на хитрость: он предложил композитору Александру Зацепину написать для сцены с рыбалкой музыкальный фрагмент. На повторном просмотре члены худсовета заметили, что после сокращений сцена смотрится намного лучше. Гайдай только улыбался: рыбную ловлю он вообще не сократил!

Протокол худсовета:

Туровская: - Во многом мне понравился Миронов. Меньше, чем обычно, мне здесь нравится Никулин. Миронов и мальчик - здесь есть перегиб.

Э. Рязанов: - Мне не очень нравится номер Миронова на теплоходе. Пробеги Миронова в лабиринте длинноваты... Папанов в некоторых кусках пережимает...

Кремнев: - По актерам: нравится Папанов. Никулин мог бы играть острее...

Замечания по сценарию:

...Недопустимое опошление пионеров в ресторане. Из сценария исключить реплики, носящие двусмысленный характер ("Главное в нашем деле - социалистический реализм", "Партию и правительство оставили на второй год" и др.)...

Неправомерно большое значение приобрела сюжетная линия сатирического образа общественницы Плющ. Не следует... вкладывать в ее речь политические оценки общественных явлений, давать ей "должность" председателя товарищеского суда.

Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Источник: Комсомольская правда

Материалы по теме:

Ляпы в фильме "Бриллиантовая рука"

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.